Министерство юстиции  Приказом № 156 от 30 августа утвердило регламент работы нотариуса. С 1 января 2018 года все нотариальные действия, объем и источники информации, способы её фиксирования объединены в один документ. Если нотариус нарушит регламент, например, затребовав лишние документы, ему будет грозить дисциплинарное наказание.

В пункте 10 регламента дан детальный перечень документов, которые нотариус должен принять для идентификации личности. Кроме российского паспорта это:

  • временное удостоверение личности, выданное на период оформления основного паспорта
  • удостоверение личности или военный билет военнослужащего
    загран. паспорт
  • дипломатический или служебный паспорт
  • удостоверение личности моряка
  • паспорт гражданина СССР с вкладышем о гражданстве РФ
  • удостоверение беженца или свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем
  • свидетельство о предоставлении временного убежища на территории России
  • временный документ, выданный на период рассмотрения заявления о получении гражданства РФ
  • паспорт иностранного гражданина
  • если иностранный гражданин находится в России нелегально и без паспорта, то требуется копия специального заключения об установлении личности
  • специальные международные документы лица без гражданства, либо другие документы, признанные международными договорами

Нотариус больше не будет требовать представить документы или информацию, которую может получить самостоятельно из государственных реестров, федеральных порталов, Единой информационной системы нотариата.

В регламенте описан требуемый объем информации о клиенте и порядок её фиксирования:

  • о физических лицах, их представителях
  • о юридических лицах, их органах, действующих без доверенности
  • о представителях физ и юр лиц, действующих на основании доверенности, договора, решения собрания

Что касается нотариальных действий, нотариус тоже не сможет требовать предоставить информацию по своему усмотрению. Регламент содержит объем и порядок фиксирования информации, необходимой:

  • для удостоверения договоров
  • при выдаче свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, принятии мер к охране наследственного имущества
  • при совершении исполнительной надписи
  • при удостоверении решения органа управления юридического лица
  • для протеста векселя, удостоверения неоплаты чека (протеста чека)
  • для совершения морского протеста
  • для принятия денежных сумм, в том числе валютных, и ценных бумаг в депозит нотариуса
  • необходимой при ведении списков участников обществ с ограниченной ответственностью, выдаче выписки из списка участников общества с ограниченной ответственностью
  • для регистрации уведомлений о залоге движимого имущества, выдачи выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества, и порядок ее фиксирования
  • при передаче нотариусом документов физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам
  • при представлении документов на государственную регистрацию прав, представлении документов на государственную регистрацию юридического лица и индивидуального предпринимателя
  • при принятии документов на хранение
  • при выдаче дубликатов
  • при совершении прочих нотариальных действий, удостоверяющих бесспорные факты
  • для удостоверения сделок

К примеру, для сделки с недвижимостью нотариус запрашивает данные:

  • наличие или отсутствие производства по делу о банкротстве по Единому федеральному реестру сведений о банкротстве
  • наличие зарегистрированного брака из документа органов записи актов гражданского состояния и (или) сведений Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния
  • факт дееспособности правоспособности сторон по отсутствию решения суда о признании лица недееспособным
  • информацию об объекте из Единого государственного реестра недвижимости, если право собственности возникло после 1998 года

Нотариус, как и раньше, обязан проверять подлинность предоставляемых документов и вправе делать запросы в правоохранительные органы.

Чтобы клиентам нотариальных контор не нужно было собирать множество документов и справок, и сделка стала максимально законной, была запущена Единая информационная система нотариата. Сейчас она подключена к системе межведомственного обмена данными, объединяющей в том числе Росреестр, МВД, ФНС, кредитные организации. С 1 января 2018 года в Единой информационной системе будет вестись оперативно обновляемый реестр нотариальных действий.