При покупке готового бизнеса «под ключ» покупатели в среднем сбивают цену в 2 раза. Но половина заключенных сделок все равно срываются или не исполняется в полном объеме.
Сервис Юла проанализировал данные о купле-продаже микро и малого бизнеса во втором квартале 2018. Самыми популярными объектами стали торговые точки, салоны красоты и кафе.
- Объекты торговли 46% всех продаж
- Салоны красоты 19%
- Предприятия общепита 15%
- Автосервисы 6%
- Интернет проекты 5%
Цена готового бизнеса при продаже в среднем составляет 750 тысяч рублей. Средняя цена покупки 340 тысяч. При покупке готового бизнеса торговаться можно и нужно!
- Сельскохозяйственные предприятия 1 160 тысяч рублей (снижение стоимости на 43% по сравнению с первым кварталом 2018)
- Производственные предприятия 835 тысяч (рост на 20%)
- Автомойки и автосервисы 785 тысяч (рост на 25%)
- Предприятия общепита 600 тысяч (рост на 17%)
- Строительные компании 375 тысяч (снижение на 32%)
Российская статистика по совершению сделок по купле-продаже готового бизнеса удручает
90% желающих купить компанию не сможет этого сделать
20% бизнесов, размещенных на площадках, смогут найти покупателя
10% сделок оформляются с привлечением юристов и оформляются грамотно
50% сделок по купле-продаже срываются в последний момент, либо не исполняются в полном объеме
Почему 90% желающих купить готовый бизнес этого не сделает
- Потенциальный покупать никогда раньше не покупал готовый бизнес и не знает, как это сделать. Многие даже не знают о такой возможности.
Когда человек не знает, на какие моменты существующего бизнеса обратить внимание, и как правильно оформить сделку, он её прерывает. Как только покупатель видит, придумывает или читает в интернете о последующих проблемах приобретения бизнеса под ключ, он тоже прерывает сделку и отказывается от своей идеи. - Покупатель не знает, что купить. Страх купить убыточное предприятие, или дело, к которому «душа не лежит», приводит к сомнениям и отказу от возможной сделки.
- Отсутствие экспертной юридической поддержки. Самому получить опыт приобретения компании можно только уже приобретя компанию. А без такого опыта возможный покупатель начинает искать разрозненные советы у знакомых и в интернет статьях.
Почему будет продано только 20% компаний
- Большое количество объявлений о продаже. Слишком многих хотят продать бизнес вместо того, чтобы его закрыть.
- Указанная стоимость бизнеса в среднем в 2 раза превышать реальную. Продавец не может или не хочет делать объективную оценку, надеется на то, что покупатель не будет разбираться в состоянии компании.
- Подавляющее большинство продающихся компаний убыточны. Их продают, чтобы перестать терять деньги. Когда бизнес находится в упадке продавец не предоставляет бухгалтерскую отчетность, не раскрывает всей информации, включая возможные судебные дела и плохую репутацию компании.
Почему срывается или не исполняется половина сделок
- Перестраховка покупателя. Когда покупатель интуитивно чувствует обман, он отказывается от сделки. Когда покупатель не уверен в приобретаемом активе или поверил мнению даже некомпетентного знакомого советчика, он тоже отказывается от сделки. Часто это происходит в последний момент.
- Покупателю не хватает денег. Потенциальный покупатель может договариваться о приобретении даже зная, что средств недостаточно, может даже просить об отсрочке платежа.
- Покупатель просит об отсрочке платежа, получает бизнес, но не переводит деньги. Либо переводит первый взнос, а затем прекращает выплаты. Продающая сторона при этом почти всегда не подает в суд, а только угрожает им.
Решение
- Проконсультироваться с юристом о нюансах купли-продажи бизнеса.
- При необходимость провести due diligence, проверку чистоты и прибыльность покупаемой компании.
- Доверить юристу ведение сделки и сопровождение оплаты и передачи компании.