Мозговой штурм (brainstorming) — это наверное самый известный и рекомендуемый метод для разрешения нестандартных задач. О преимуществах этого метода написана не одна статься и выпущена не одна книга. Поэтому, как нам кажется, интереснее было бы узнать, чем мозговой штурм плох.

Кто придумал мозговой штурм

В первой половине ХХ века американская рекламная компания «Баттен, Бартон, Дерштайн & Осборн» (BBDO) столкнулась с типичной проблемой: высокопрофессиональные сотрудники плохо работали и вовремя не справлялись с текущими задачами. Как они объясняли простои? Конечно же недостаточной оплатой труда 😊

Работа фирмы строилась по следующему принципу: узкий круг самых высокопрофессиональных работников придумывал интересные идеи и продумывали стратегию работы, а остальные были простыми исполнителями.

Один из основателей компании, Алекс Осборн, догадался, что новые, первые нестандартные идеи быстро отвергаются из-за непроработанности, необычности, нешаблонности, кажущейся глупости, а последующие вовсе не выдвигаются из-за боязни критики. Еще он заметил, что одни сотрудники больше склонны к генерированию идей, а другие к их анализу, оценке и проработке.

В 1937 году Осборн разработал идею мозгового штурма и начал её применять. Только спустя 15 лет, в 1953 году он рассказал о ней, выпустив книгу «Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления» (Osborn A. F. Applied Imagination. New York: Scribners, 1957).

Классические правила проведения мозгового штурма

  1. Четко формулируется и записывается основная задача. Если есть возможность, она сразу разбивается на подзадачи.
  2. Коллектив делится на специалистов аналитиков и генераторов идей, желательно ранее вообще не знакомых с обсуждаемой проблемой и сферой деятельности.
  3. Генераторы идей в веселой и непринужденной форме предлагают максимальное количество творческих и необычных решений. Самое важное для этого этапа – запрет любой критики.
  4. Обсуждение должно быть не стихийным, а контролируемым ведущим (сейчас его принято называть фасилитатором). Все идеи записываются.
  5. И только на последнем этапе перечень идей передается аналитикам, экспертам в этой области знаний.

Во время Второй Мировой войны Осборн стал моряком одного из судов, перевозивших грузы в Европу. Пересекавшие Атлантику корабли часто тонули от попадания немецких торпед, поэтому в свободное от вахт время он предложил команде «побрейнштормить». Идея всей командой встать вдоль борта и «сдуть» торпеду в сторону на первый взгляд выглядела совершенно нелепо, но впоследствии она была доработана инженерами. Уже в следующем рейсе сбоку корабля был установлен мощный вентилятор, который струей воды сдул приближающуюся торпеду вниз под корму и спас корабль.

В чем же состоят недостатки мозгового штурма

Взаимная блокировка продуктивности

В обстановке брейншторминга отдельный человек выдвигает в 2 раза меньше, чем придумал бы один. Многие идеи просто забываются при переключении внимания.

Именно поэтому сейчас рекомендуется отойти от классической схемы работы и давать людям сначала обдумать проблему по одному, а только потом начать мозговой штурм.

Социальное сравнение

При проведении совместного обсуждения мы не замечаем фактического снижения продуктивности, потому что всегда сравниваем себя с самым слабым участником, создается иллюзия групповой эффективности.

Участие профессионалов

Если создать группу из самых лучших профессионалов о обсуждаемой области с самыми высокими показателями IQ – это будет максимально неэффективная команда. Почему? Потому что каждый из них уже имеет свои шаблонные решения и мозговой штурм ОБЯЗАТЕЛЬНО превратится в спор, доказывание своей единственно верной точки зрения с последующими обидами.

Когда к группе профессионалов присоединяются новички, их мнение НИКОГДА не принимается в расчет, потому что:

  • новичок не знает терминологии
  • идея высказывается в нестрогой форме «так нельзя говорить, это некорректно»
  • «я об этом уже думал, это неправильно»

Этап генерации идей запрещает критику, но на практике специалисты все равно будут очень ревниво относиться к своему полю деятельности «я 30 лет работаю, а он даже не знает, как это называется и зачем нужно». Будут появляться невербальные сигналы, фыркнье, разочарованные вздохи, неловкое молчание, хихиканье, снисходительные поправки.

Правило удовольствия

Каждый мозговой штурм в конце концов переходит в общение для удовольствия. Участники видят, как много идей они выдвинули, чувствуют удовлетворение от своей псевдоэффективности, знают, что критика запрещена и начинают просто общаться.

Правило удовлетворения

Даже самый неэффективный участник чувствует свою причастность и доволен количеством и качеством выдвинутых идей. После окончания генерации участники обычно поражены суммарным количеством идей, не деля их количество на число обсуждавших проблему.

Правило ожиданий

При обсуждении нет неловкого молчания. Так как критика запрещена, что бы человек ни ляпнул, это поддержат.

Предвосхищение оценок

Когда в группе есть хорошо знакомые люди, они понимают, что критика будет. Но потом. Поэтому часть идей просто не высказывается, чтобы не испортить отношения и не стать посмешищем в будущем.