Жизнь человека невозможна без конфликтов. У разных людей не только разные ценности, но и разное привычное поведение при отстаивании своей правоты. Стратегия поведения в конфликте закладывается еще в детстве, ребенок всегда копирует поведение родителей. Когда глава семейства ведет себя агрессивно, именно это будет копировать ребенок. Если родитель боится повысить голос, отстоять свое мнение, всегда извиняется и уходит, именно эта модель поведения станет базовой и у ребенка. Смена уже заложенной в детстве, основной реакции на конфликт – сложный и долгий, но возможный процесс.

Стратегии поведения в конфликте


В основу типологии поведения в конфликтной ситуации положена направленность на свои или чужие интересы. Если представить это графически, по горизонтальной оси х откладывается напористость, готовность отстаивать свои интересы, а по вертикальной у внимание к интересам оппонента и игнорирование собственных желаний.

Основных стратегий всего 5: уход, компромисс, сотрудничество, уступка и принуждение. Каждый человек в течение жизни обычно использует 2-3 основные.

Представим, что 2 сотрудникам нужно сделать общий отчет о работе и они оба не хотят этого делать. Появился конфликт.

Избегание, уход от конфликта

Сотрудники поругались, отчет не пишут, откладывают на потом. Обижаются, не общаются, избегают друг друга.

Человек, склонный к избеганию, попав в конфликтную ситуацию, не разрешает её, а уходит от проблемы и обижается, пытаясь обидой обратить на себя внимание. Человек избегает споров, не занимает никакую позицию и при этом не уступает оппоненту. Такое поведение считается самым нерезультативным и вредным для межличностных отношений.

Приспособление, уступка

Один из сотрудников, не желая портить отношения с другим, сам пишет отчет за двоих.

Уступающий часто обладает заниженной самооценкой и не считает важными собственные желания и интересы. Такой человек старается понравиться окружающим, уступая им, делая за них что-либо. Человек избегает конфликта, потому что хорошие отношения для него важнее, чем своя правота, свое время и свои усилия.

Принуждение, соперничество

Один из сотрудников резко, грубо и бескомпромиссно настоял, чтобы отчет писал другой.

Человек, привыкший разрешать сложности в борьбе за свои интересы, использует стратегию соперничество. Такой человек эгоистичен, самоуверен, ему все равно, как сложатся дальнейшие отношения, он невосприимчив к боли и разочарованию оппонента. Принуждающий уверен, что настойчиво и бескомпромиссно добиться своего – это единственный и самый лучший вариант разрешения спора. Такая модель поведения рекомендуется, когда нужны быстрые, четкие и понятные решения руководителя.  

Компромисс

Сотрудники договорились, что один пишет текст, другой рисует графики.

При такой модели поведения оба идут на уступки, получая что-то взамен. Эта модель поведения часто используется родителями: «Помой посуду, а только потом играй в компьютер». Казалось бы, проблема разрешается, но не полностью. Каждый оппонент действует по схеме ты — мне, я – тебе и никак иначе. Участники хитро торгуются об условиях сделки. Если одна из сторон понимает, что оппоненту отношения важнее предмета спора, то можно усилить давление, перейдя к модели принуждение-уступка, добившись своего.

Сотрудничество

Сотрудники обсудили проблему с отчетом и уговорили стажера написать отчет за них. А сами вместе пошли пить пиво.

Люди, нацеленные на сотрудничество, стараются уладить конфликт с пользой и для себя, и для оппонента. Решение принимается совместно, ищется альтернативное решение, которое устроило бы обе стороны. Эта модель поведения считается оптимальной. Для поиска «идеального» решения всегда важны мирные, спокойные переговоры, заинтересованность и в своих, и в чужих интересах. Конфликт улаживается спокойно и глобально, полностью, ни у одной из сторон нет увства неудовлетворенности результатом, а ценность межличностных отношений остается самой высокой.