Если вы не согласны с принятым решением суда, вы можете подать апелляционную жалобу. Далее мы расскажем, как можно восстановить срок подачи апелляционной жалобы.

Для оспаривания решения в гражданском процессе даются определенные сроки.


5 дней после оглашения – составление судом полной мотивированной формы решения по делу
30 дней после изготовления полной формы – подача жалобы по гражданскому делу
10 дней – срок оспаривание административного правонарушения


На практике из-за загруженности судов решения не всегда вовремя составляются и дела поздно передаются в канцелярию. Из-за человеческого фактора секретари могут поздно отправить письмо с решением, либо неверно заполнить конверт. Из-за этого сроки подачи апелляционной жалобы пропускаются, и сторона дела лишается права подать жалобу.

Восстановить срок подачи апелляционной жалобы можно через суд.
Далее мы расскажем о причинах, по которым Верховный суд РФ разрешил восстановить пропущенный срок подачи апелляционной жалобы.
Напоминаем, что российская судебная система не является прецедентной. 

Суд поздно выслал копии решения сторонам, которые не присутствовали на заседании


Определение Верховного суда № 78-КП8-14 от 29 мая 2018

Когда лицо не присутствует на судебном заседании, оно не может вовремя узнать о вынесенном решении и своевременно его обжаловать. Тем более сторона дела не может узнать о решении, если оно вовсе не направлялось.

Клиент банка узнал о судебном взыскании через 5 месяцев после вынесения решения. Банк к этому времени уже получил исполнительный лист. Для того, чтобы восстановить срок подачи апелляционной жалобы клиент обратился в районный суд, где ему было отказано.

Верховный суд пропущенный срок восстановил.
Выяснилось, что решение суда не было вовремя получено стороной дела потому, что вообще не отправлялось. В материалах дела не было ни квитанций об отправке, ни вернувшегося полученного конверта.

Дело было поздно сдано в канцелярию


Определение Верховного суда № 78-КП 4-20 от 22 октября 2014

Когда изготовленное решение поздно сдается в канцелярию, сторона не может вовремя с ним ознакомиться и подать жалобу.

Суд огласил резолютивную часть решения 18 декабря. Только после январских праздников 10 января дело было сдано в канцелярию. 11 и 12 января – это суббота и воскресенье. 13 и 14 января судебный отдел делопроизводства не принимал посетителей. Решение было выдано только 21 января в день окончания срока подачи апелляционного заявления. Компания подала апелляционную жалобу на следующий день 22 января, опоздав на 1 день. В жалобе было отказано из-за пропуска сроков.

Верховный суд пропущенный срок восстановил, так как данные обстоятельства помешали компании раньше получить мотивированное решение суда и сократили срок подготовки и подачи апелляционной жалобы.

Сторона дела действовала активно и добросовестно


Определение Верховного суда № 25-АД17-9 от 19 октября 2017

Пропущенный срок подачи жалобы можно восстановить с учетом конкретных обстоятельств дела с учетом активности и добросовестности стороны.

27 декабря председатель ТСЖ получила постановление о штрафе от жилищного инспектора. Постановления об административных правонарушениях должны быть обжалованы в течение 10 дней с момента получения. 3 января, то есть вовремя, председатель обжаловал полученное постановление, направив жалобу в жилищную инспекцию. Реакции не последовало, жалобу не взяли в работу. Председатель продолжал делать попытки обжалования в мировом и районных судах. Жалобы отклонялись из-за пропущенных сроков.

Верховный суд пропущенный срок восстановил.
Основанием стала активная позиция председателя и вовремя поданная первоначальная жалоба.

Из материалов дело непонятно, когда было изготовлено решение


Определение Верховного суда № 117-КГ16-4 от 23 августа 2016

Мотивированное судебное решение должно быть изготовлено вовремя, и из материалов дела должно быть понятно, когда оно было изготовлено. Дата сдачи дела в отдел судопроизводства является косвенным доказательством неизготовления решения и основанием для восстановления сроков апелляционного обжалования.

Суд огласил решение 24 ноября, тогда же судья обещал изготовить решение 1 декабря, то есть в 5-дневный срок. Когда решение не было изготовлено, проигравшая сторона начала звонить в суд, где ей отвечали, что решение еще не готово и будет ориентировочно только 16 января. Сторона смогла получить решение только 21 января, где было указано, что оно было изготовлено 1 декабря, а сдано в канцелярию 22 января. Сроки обжалования были пропущены. Городской суд в восстановлении сроков подачи жалобы отказал.

Верховный суд пропущенный срок восстановил.
Из материалов дело не было понятно, когда было изготовлено решение, а дело было сдано в канцелярию почти через 2 месяца после оглашения решения.

Нарушение правил отправки почтовых отправлений


Определение Верховного суда №5-АД 16-65 от 14 ноября 2016

Когда сторона дела была уведомлена о решении ненадлежащим образом из-за нарушения правил оказания услуг почтовой связи, можно продлить срок подачи апелляционной жалобы.

Компанию оштрафовала государственная инспекция труда. В протоколе об административном правонарушении было указано, что президент компании является её законным представителем. Сотрудник инспекции вместо того, что отправить письмо по адресу юридического лица с указанием полного и сокращенного наименований, отправил его директору домой, причем на конверте не была указана должность. В сентябре письмо вернулось. Компания получила постановление только в декабре. Срок подачи жалобы был пропущен. Районный суд срок обжалования восстанавливать отказался.

Верховный суд пропущенный срок восстановил.
Основанием стало нарушение Правил оказания услуг почтовой связи, из-за чего компания не узнала о штрафе по вине трудовой инспекции.

Жалоба была подана с ошибкой подведомственности


Определение Верховного суда № 87-АД17-1 от 17 февраля 2017

Когда сторона при подаче апелляционной жалобы ошиблась с подведомственностью и при этом ведет себя добросовестно, это может стать причиной продления сроков.

Компании был выписан штраф о ненадлежащем содержании жилых помещений. Апелляционная жалоба была в срок направлена в арбитражный суд. Арбитражный суд прекратил производство, так как санитарно-эпидемиологические нормы не подведомственны арбитражам. Компания тут же подала документы в районный суд, но пропустила срок обжалования. В восстановлении срока суд отказал.

Верховный суд срок восстановил.
Компания вела себя добросовестно, не злоупотребляла своими правами, имела изначальные намерения вовремя обжаловать штраф.