Претензия – это официальный письменный документ, направляемый контрагенту и содержащий требование о добровольном досудебном урегулировании спора.
Тщательный, профессиональный подход к составлению и направлению претензий может
Не стоит недооценивать претензионную работу и подходить к ней только формально! Юристы компании ИнтеллектуалЪ после анализа ситуации помогут подготовить документы таким образом, чтобы максимально воздействовать на оппонента и упростить возможную судебную работу.
Содержание претензии
Претензия составляется в произвольной форме и направляется только в письменном виде. Устные переговоры предъявлением претензий являться не будут.
Претензия должна содержать следующую информацию:
Составление эффективной претензии конкретно под ваш случай возможно только после детального анализа именно вашей ситуации. Часто имеют важность моменты, которые на первый взгляд оцениваются собственником бизнеса как неважные и незначимые.
Вручение претензии
Претензия составляется в 2 экземплярах. Один остается у организации, другой направляется контрагенту. К претензии также необходимо приложить подлинные документы (заверенные копии, выписки) , которые подтвердят ваши требования.
Факт получения претензии должен быть зафиксирован, так как с этого момента начинается отсчет срока ответа. Очень часто именно вручение документов является наиболее проблемной частью досудебной работы. Вторая сторона может просто не согласиться ничего брать лично или забирать в почтовом отделении.
При подаче иска в суд необходимо будет приложить доказательства отправки претензии. Если этого не сделать, то будет считаться, что претензионный порядок не соблюден, что приведет к возвращению искового заявления.
Способы доставки досудебной претензии:
- Вручить лично
В этом случае получение может подтверждаться:
- Курьерская доставка
Получение подтверждается накладной, в которой указаны передающиеся документы.
- Направление письмом с описью вложения и уведомлением о вручении
Факт получения может подтверждаться:
В судах нет единого мнения об однозначности соблюдения претензионного порядка, например, одни суды оставляют без рассмотрения иски без описи вложения, либо без печати организации на копии претензии, другие принимают иск к рассмотрению при наличии хотя бы почтовой квитанции.
При направлении почтой, либо курьерской службой стоит обратить внимание, что получить письмо должен сотрудник, у которого есть полномочия на прием корреспонденции. На почтовом уведомлении о вручении должны присутствовать фамилия, инициалы лица, принявшего претензионное письмо, должность и, желательно, печать организации.
После составления претензии мы детально консультируем о том, как её вручить или направить, либо делаем это самостоятельно.
Срок ответа на претензию
Отсчет срока ответа начинается с момента вручения претензии контрагенту, что подтверждается отметками на копии претензии, либо почтовыми или курьерскими квитанциями.
Срок ожидания ответа различается в зависимости от отрасли права, регулирующей конкретный спор, и может определяться:
В законодательстве, как правило, указывается срок 30 дней, но в некоторых случаях указан так называемый разумный срок. Время ожидания ответа обязательно необходимо уточнять для каждого конкретного случая.
Чтобы не ждать предусмотренный законодательством период рассмотрения претензии после её направления, его можно указать в договоре, например, 5 или 7 дней.
Обращаться в суд, обязательно приложив документы о досудебной работе, можно, если
Если к исковому заявлению не приложить документы, подтверждающие проведение работы по досудебному урегулированию спора, либо подать иск, не дождавшись срока, суд общей юрисдикции вернет его как оформленное ненадлежащим образом, а арбитражный суд оставит без движения.
Нюансы претензионной работы
Изначально обязательный досудебный претензионный порядок работы был внедрен для развития альтернативных методов урегулирования споров, но на практике все оказывается не так просто.
Касаемо сроков рассмотрения дела, недобросовестный должник может втянуть вас в затяжную переписку, из-за которой вы только потеряете время.
Недобросовестный контрагент за время, предусмотренное на ответ на претензию, может вывести свои активы, чему вы не сможете воспрепятствовать, так как срок еще не истек.
Имеются вопросы к необходимости соблюдения досудебного порядка урегулирования при подаче встречного иска. Скорее всего его соблюдать не требуется, так как дело уже рассматривается судом, а иски являются взаимосвязанными и удовлетворение встречного иска частично или полностью исключает требования первоначального иска.